Студенты из Сенегала, и не только: фоторепортаж о том, как Уфа отметила Курбан-байрам
— Меня зовут Абу-талип, я родом из Сенегала. Учусь в УГНТУ. По-русски говорю не очень хорошо, — заулыбался он.
Оказалось, что рубашка и головной убор — национальная одежда сенегальцев, так они ходят в мечети у себя на родине. На вопрос о том, что чувствует сегодня, он ответил просто: невероятно рад, что может объединиться с духовными братьями в этой точке мира.
— Сегодня мы можем молиться Всевышнему о благополучии всего мира и всех живущих на земле. Для меня это значит очень многое. В такие дни все люди вспоминают, что они — одна семья, семья Бога! — поделился парень.Ему повезло, он оказался в числе немногих, кого впустили на молитву в саму мечеть. Таковы противовирусные ограничения: большая часть пришедших на намаз совершала его во дворе, с соблюдением дистанции. Наличие маски и температуру тела еще на входе проверяли полицейские. Они же досматривали вещи всех прихожан. Несмотря на настораживающие меры безопасности, вокруг царила атмосфера возвышенной благости.
— Мы приехали из села Шаран специально на праздник. Для меня, жены и детей это стало доброй традицией. Что сейчас чувствую? Что на душе и вокруг меня праздник, сердце радуется. Сегодня молились об успехе в делах и очищении помыслов, — рассказал Инсаф Мустафин.
На время разговора его супруга и сыновья отошли к небольшой торговой лавочке. Когда до начала молитвы осталось несколько минут, они, как и все, расстелили коврик в положенном месте.С праздничным обращением к верующим выступил Верховный Муфтий России Талгат Таджуддин. Все это время во дворе стояла поразительная тишина. Проповедь шла в мечети, на улицу ее доносили небольшие динамики. Языковой барьер исчез: слова на арабском понимали как местные жители, так и гости из других стран. Чуть позже их сокровенный смысл передал молодой человек, приехавший из Узбекистана.
— Мое имя Кахрамон, в Уфе я работаю уже много лет. Сначала муфтий прочитал традиционную молитву. А потом рассказал о том, что нужно соблюдать законы Бога и жить мирно, в любви и согласии. Отдельно сказал, что внутренняя и внешняя чистота — одна из основ ислама. Особенно это актуально в период коронавируса, — рассказал гость из Средней Азии.Отдельной частью ежегодного действа стала раздача мяса принесенных в жертву овец. Его в уфимские мечети привезли с двух специальных площадок, оборудованных в Жилино и на территории Северного автовокзала. Мы посетили ту, что в Черниковке: здесь заклание животных и разделывание шло несколько часов с раннего утра. Еще на подходе нам выдали маски и обработали руки антисептиком. Здесь же дежурили специалисты санитарного надзора. Впрочем, чисто было далеко не везде.Согласно канону, животное не должно видеть ножей или смерти своих собратьев. Потому несколько десятков привезенных для заклания овец теснились в загоне с высоким забором. Раз в четверть часа мужчины ловили одну из них, валили на бок и связывали ей ноги. Собственно принесение в жертву проходило здесь же, в десятке метров. Спустя пару минут кровь из туш выпускалась в специальные канавы, туда же отправлялись и внутренности. Тушу разделывают — и жертвенное мясо отправляется по назначению.Отметим, что большинство мусульманских богословов считает проведение именно такого жертвоприношения необязательным. В этом году традиции пришлось изменить: обычно в мечетях проводилась праздничная раздача супа, нынче из-за угрозы коронавируса правоверные мусульмане обошлись без нее.