Активистка движения "БашФем" о равноправии женщин и празднике 8 марта
Корреспондент Proural пообщалась с активисткой движения «БашФем» Кристиной Абрамичевой и узнала, кто такие современные феминистки и почему борьба за права женщин по-прежнему не теряет актуальности.
— Кристина, когда Вы осознали себя феминисткой и открыли в себе желание и силы бороться за равноправие женщин?
— Я всегда, сколько себя помню, придерживалась феминистических взглядов. Так как всегда много читала и старалась расширять свой кругозор, то с раннего детства знала, что феминизм — это борьба за права женщин и равноправие, а не ненависть к мужчинам и желание их поработить, к сожалению, эта вульгарная трактовка очень распространена. А вот активизмом стала заниматься последние несколько лет, когда в Уфе появился круг соратниц благодаря группе «Феминизм в Башкортостане», открытой Тансулпан Буракаевой в 2013 году. Все вместе мы как раз помогаем людям понять, что такое феминизм и почему он нам нужен, тесно общаемся и с другими фем-группами по всей России, нас регулярно приглашают на свои фестивали питерская группа «Ребра Евы», вместе с ними мы участвуем в феминистической колонне на первомайской демонстрации на Невском. В Уфе мы постепенно вносим феминистические темы в информационную повестку дня, а через постоянные дискуссии в сетях вместе стараемся разобраться, зачем нам всем нужен феминизм.
— Что мешает женщине самореализоваться в существующих реалиях (на примере нашей республики и Уфы, в частности)? Как это можно изменить?
— Им может мешать то же, что и женщинам всего мира. В детстве — гендерные стереотипы, согласно которым девочке нужно играть с определенными игрушками, связанными только лишь с уборкой, готовкой и материнством, а не развивающими лидерские качества, научное мышление и стремление к открытиям. В юности — романтические отношения, которые возводятся в культ и непременно должны кончиться браком, если он достаточно ранний, то девушка может лишиться образования, карьеры и стать экономически зависимой от мужчины, что часто делает ее безвольной игрушкой в его руках. В зрелости — «стеклянный потолок» на работе, когда ты не можешь претендовать на определенную должность, потому что так «исторически» сложилось, что в этой профессии/на этом месте работают одни мужчины плюс постоянное репродуктивное насилие весь фертильный период жизни: «Почему ты еще не родила? Тебе уже 30! Когда за вторым пойдете? Теперь вам надо мальчика/девочку» и так до бесконечности. В пенсионном возрасте часто наступает общественная смерть, ведь чем ближе к пенсии, тем неохотнее тебя начинают брать на работу и все что остается — это нянчить внуков, копаться в огороде и как-то коротать «период дожития».
Это можно изменить только коренным преобразованием всего российского общества, которое займет не один десяток лет. Сейчас мы делаем первые шаги на этом долгом пути, все больше фем-групп появляется в крупных городах. Очень радует, что молодые женщины очень тянутся к феминизму, и у них совсем нет страха, внушаемого поколениями бабушек и мам: «Тебя такую замуж никто не возьмет». И это правильно, потому что многие молодые люди уже идут по жизни рука об руку, поровну деля быт, домашнее хозяйство и помогая друг другу развиваться.
— Как защититься от патриархата?
— В первую очередь, женщинам очень поможет солидарность. Заметили, что у подруги не сходят синяки? Помогите ей, даже если она не хочет об этом говорить. К кому-то приставали или изнасиловали, выступите свидетельницей, а не говорите, что сама виновата. Пресекайте шутки, которые унижают нас, а не смейтесь над ними. Конкуренция за внимание мужчины, за его благорасположение, страх стать в их глазах «неправильной» женщиной, если за кого-то заступишься, — все это способствует разобщенности женщин. А поодиночке нас легко сломать.
— На вашей странице в Фейсбуке есть пост о том, что женщина с хорошими внешними данными может добиться больших успехов в борьбе за равноправие. То есть, Вы хотите сказать, что такая броская внешность у женщины-феминистки, как, например, у Анджелины Джоли, могла бы сыграть какую-то значимую роль в Башкирии?
— Любая женщина может добиться чего угодно. В посте речь шла о том, что в патриархальном обществе о женщине чаще всего судят по ее внешности, возрасту, сексуальной привлекательности, что делает нас всех предметом торговли, а не личностями. Именно поэтому мы боремся с патриархатом как корнем зла.
— Можете ли привести примеры отечественных красавиц-феминисток?
— Это некорректный вопрос, я не различаю женщин по кем-то заданным стандартам красоты. Как и мужчин. Меня в любом человеке интересуют прежде всего ум и оригинальность.
— И последний вопрос, отмечаете ли Вы Международный женский день как праздник? Как Вы относитесь к этой дате?
— Смысл праздника и традиции его отмечания со временем менялись. Изначально 8 Марта призвано было отвратить советских людей от религиозных праздников: Масленицы, приходящейся примерно на то же время, и Дня жен-мироносиц, отмечаемого в третье воскресенье после Пасхи и считающегося православным Женским днем. Изначально он был символом борьбы за равенство полов и уважение к женскому труду, и вовсе не был таким мирным, как сейчас, а сопровождался митингами и демонстрациями. Но постепенно выродился в «половой» праздник, просто лишний повод подарить женщине подарок и осыпать милыми комплиментами, все остальное время успешно продолжая ехать на ее шее. Суть этого праздника стала забываться и приобретать совсем противоположный смысл: 8 марта называют праздником «весны, любви и женственности», а это совсем не про права и свободы, зато выгодно тем, кому это выгодно. Здесь играет роль и капитализм: усилиями маркетологов потребители считают необходимым тоннами скупать подарки на все праздники, иначе это расценивается как нелюбовь.
Лично для меня такая трактовка праздника все больше утрачивает значение, я не жду никаких подарков и тем более поздравлений в стиле: «Будь всегда такой-то и такой-то», то есть обычно женственной, красивой, нежной, ласковой, в общем, покорной куклой.
Сама я езжу поздравлять родственниц по сложившейся традиции. Но это же не мешает одновременно напомнить им об их правах?