«Страшно, что найдут»: как жители Башкирии добровольно сдают оружие и боеприпасы
Акция проводится в республике круглогодично. Незаконно хранящиеся оружие можно принести в Управление Росгвардии, где прежде всего будет составлен протокол изъятия.
— Записываем марку и номер оружия, калибр. После этого его проверят по базам учета оружия по республике и России с целью выявления его законного владельца. Если вдруг выясняется, что оружие участвовало в каком-то преступлении, свою проверку проводят эксперты-криминалисты МВД. Тогда и в отношении того, кто сдал это оружие, будут проводиться дополнительные проверки. Сегодня вот мужчина нам принес гладкоствольное ружье и пистолет. Рассказывает, что в вещах дедушки в саду нашли, — рассказывает Руслан Гайнуллин.
По статистике люди приносят чаще всего старые охотничьи гладкоствольные ружья, либо самодельные обрезы. Такие вещи продавались в свободном доступе при наличии охотничьего билета еще до 1970-1980 годов. После этого оборот оружия стал регулироваться законом и люди, имеющие для охоты или обороны огнестрельные устройства, должны были поставить их на учет, однако некоторые предпочли проигнорировать новые правила. Неудивительно, что сейчас молодые люди у своих бабушек и дедушек находят оружие без документов.
— После оформления экземпляры отправляются в районный отдел, где экспертная комиссия определяет, что это за оружие. Тем временем гражданин пишет заявление на получение выплаты. Когда готовы все документы и заключения, мы отправляем материалы в Министерство труда и соцзащиты, откуда люди и получат свое вознаграждение, — объяснил Руслан Гайнуллин.
Все сданное жителями Уфы и республики оружие в течение года хранится в районном отделе, после чего его направляют на переплавку в соседние регионы. Приносят экземпляры люди разных возрастов. Так, в 2018 году в управление Росгвардии обратилась бабушка, которая решила сдать пистолет своего дедушки. Это оказался Mauser 1939 года, который теперь находится в музее МВД. Также в прошлом году в Караидельском районе гражданин якобы нашел самодельные поджиги. Их было порядка 100 штук. Вероятнее всего таким образом местные жители просто хотели обогатиться. Эксперты не признали этот комплект оружием заводского исполнения, поэтому в выплатах отказали.
— Когда у человека лежит оружие, тем более незаконное, возникают тревожные чувства. Страшно, что найдут. Я у людей всегда спрашиваю: «Почему вы храните, если не можете использовать?». Говорить о том, что его можно держать в целях самообороны, ну это же большие проблемы будут в последующем, если гражданин его применит. Сразу будет возбуждено уголовное дело, причем по двум статьям, — сказал Руслан Гайнуллин.